Тема урока: Зимнее утро, зимний вечер.
Цель урока:
Задачи:
— Формировать интерес к музыке;
— Учить характеризировать музыку;
— Учить сравнивать художественны образы с музыкальными и наоборот.
Оборудование:
— презентация, звуковые файлы из творчества П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Зимний вечер».
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок музыки. Садитесь. | Проверка готовности к уроку |
Целепологания | Дети, скажите, если мы были бы художниками, или если бы у нас был сейчас урок изобразительного искусства, то какие краски вы бы взяли для изображения зимнего утра? А какие краски для зимнего вечера? Учитель делает небольшой вывод исходя из сказанного детьми: мы с вами сказали, что для зимнего утра возьмём … , а теперь посмотрите на иллюстрацию, какие краски сходятся? Посмотрите на иллюстрацию зимнего вечера, а здесь? А если бы мы сейчас оказались в этих картинах, то что бы мы чувствовали? находясь в картине зимнего утра? А в картине зимнего вечера? Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? Мы поговорим о музыки этих времён дня. | Ответы детей |
Подготовка к восприятию музыки | Дети, если бы эти иллюстрации были музыкой, то какая бы это музыка была? Начнём с картины зимнего утра, какой бы лад у этой музыки был? (мажорный или минорный – (грустный или весёлый)), Какой инструмент играл бы? Какой темп у неё был? А динамика? (Тоже самое спрашиваем и для иллюстрации зимнего вечера). Учитель делает небольшой вывод по сказанному, обобщая сказанное детьми. | Ответы детей |
Прослушивание «Зимнее утро» П. И. Чайковского. | А сейчас мы с вами проверим наши предположения и прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из детского альбома под названием «Зимнее утро». Вы уже знакомы с биографией Чайковского, что интересного вы знаете о нём? Пётр Ильич Чайковский был очень талантливым человеком, в 4 года он сел за фортепиано, а уже в 12 лет написал свою первую композицию. (прослушивание) | Слушание |
Анализ прослушанной музыки | Какой музыкальный инструмент вы слышали? Какая музыка была по характеру? По темпу? Динамике? Подтвердились ли наши предположения? Что вы слышали в музыке? Опишите картину, которую вам навеяла музыка. Что вы почувствовали? Учитель подводит вывод: По темпу музыка была умеренная, по динамике меццо-форте, по характеру весёлая. Зимнее утро языком музыки Чайковского рисуется туманным, морозным, вьюжным, немного хмурым, переменным. | Ответы детей |
Прослушивание «Зимний вечер» П. И. Чайковского. | Сейчас мы прослушаем произведения этого же композитора, но уже из другого альбома «Времена года», в этом альбоме музыка рисуется отличительно для каждого месяца. Называется композиция «Зимний вечер» | Слушание |
Анализ прослушанной музыки | Анализ тот же самый, что и для «Зимнего утра». Учитель подводит вывод: По темпу музыка была медленной, по динамике пиано, по характеру минорной. Зимний вечер рисуется нам, сонным, заставляет испытать холод, так и хочется сесть у огня. | Ответы детей |
Знакомство и разучивание новой песни | Разучивание песни «Кабы не было зимы» по методики разучивания песен в начальной школе. | Разучивание песни. |
Итог урока | Какие композиции мы сегодня слушали на уроке? Кто их автор? Учитель подводит общий вывод по уроку. | Ответы детей |
Рефлексия | Что было трудным на уроке? Что удавалось легко? Оцените свою работу на уроке. | Ответы детей. |
Несколько слайдов из презентации для примера: