Конспект пробного урока: Алексей Толстой «Детство Никиты»

Тема урока: Алексей Толстой «Детство Никиты»

Цель урока: Познакомить обучающихся с новым разделом «Жить по совести, любя друг друга» и рассказом А. Толстого «Детство Никиты».

Задачи

— Формировать представление о нравственных поступках

— Стимулировать интерес к произведениям А. Толстого

— Развитие умений оценивать героев, давать им характеристику

— Формировать навык чтения

Оборудование:

— учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова (Перспектива).

Ход урока

Некоторые элементы на этой странице могли съехать, в самом конспекте таких ошибок нет.

ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихся
Организационный моментЗдравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.
Проверьте свою готовность к уроку: у каждого на партах должен быть учебник литературного чтения. Садитесь. Я наблюдал за вами несколько уроков с задних парт, и могу сразу сказать, что у мне у вас будет приятно работать.
Проверка готовности к уроку
Подготовка к восприятию текстаСегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Откройте учебник на странице 98. Учитель просит одного из учащихся прочитать название раздела – Жить по совести, любя друг друга. В названии раздела используется слово «совесть». В вашем понимании совесть, что это?
Однажды Александр Сергеевич Пушкин написал, что совесть — это когтистый зверь, как вы понимаете это описание «Совесть – это когтистый зверь»? Почему именно зверь? Вы всё верно сказали, совесть это и … (перечисление наиболее подходящих ответов детей).
В словаре совесть определяется как чувство ответственности за своё поведение, в 7 классе вы будете изучать отдельную тему про совесть и в словаре учебника обществознания 7 класса совесть определяется, как внутренний самоконтроль человека, то есть совесть — это что-то внутри нас, которое контролирует наше поведения, если мы делаем какой-либо нехороший поступок начинает нас мучить, чтобы мы раскаялись в этом поступке, то есть признали, что поступили плохо. И чувство душевных терзаний, когда нас мучает совесть — это хороший знак, который говорит о том, что этот человек добрый, и воспитанный. О таких людях говорят: «У него есть совесть». А может ли человек жить без совести? Жить то он сможет, а что будет если все люди будут без совести? Будет хаос, будут беспорядки, и тогда, возможно, и человечества не будет.    
Ответы детей
ЦелеполаганиеИтак переходим… Стоп! Мы забыли с вами про самое главное, самый главный вопрос на который мы с вами должны ответить, прочитайте снова название раздела, кто сформулирует вопрос? (Если возникают затруднения, учитель говорит вопрос сам, или подводит детей к вопросу посредством выделения фразы «Жить по совести») Так что же значит жить по совести? Правильно, жить по совести значит жить справедливо. Итак, как вы думаете, что же мы будем рассматривать в данном разделе? О чём могут быть произведения, в этом разделе? Правильно вы сказали, может мы будем читать о … (перечисление наиболее подходящих ответов детей). А может о том, как авторы описывают свои случаи совестных поступков, о том, как поступать стоило нехорошо, а как стоило лучше, и, возможно, о результатах этих поступков. Но более точно мы с вами узнаем в момент изучения произведений в разделе, и уже точно определим в конце раздела. Переходим к первому нашему рассказу. Находится он на следующей странице. Учитель просит одного из учащихся прочитать название произведения. Итак, дети исходя из названия, как думаете о чём мы с вами будем читать? А сейчас мы с вами и проверим наши предположения.    Дети формулируют вопрос (Что значит жить по совести).
Ответы детей
Первичное чтение текстаУчитель читает автора, название произведения, эпиграф, и название первой части. Читает первый абзац, далее читают ученики также по абзацам до второй части.  Слушание. Чтение.  
Лексическая работа с первой частьюПосле прочтения первой части учитель задаёт вопрос какие встретились незнакомые слова. Плотник – рабочий занимающийся обработкой древесины. Каретник – мастер, делающий кареты, сарай где хранятся кареты. Верстак – специальный стол в столярке, для различной ручной работы. Крутые берега – резко меняющий направления, изогнутый. Выстрогать – сделать гладким. Удрать – убежать.  Выделают новые слова.
Проверка понимания по содержанию первой частиУчитель даёт задание разделится на группы по рядам, каждой группе составить вопрос по содержанию первой части, и задать его другой группе. После этого можно, если дети не спросили этого, задать следующие вопросы: О чём рассказывает нам автор в самом начале?
— Что сделал Пахом Никите?
— Что хотел сделать Никита?
— Верно ли, что Пахом не умеет держать слово?
Обоснуйте своё мнение.   Верно вы ответили, автор в начале нам рассказывает о солнечном утре, посмотрите какие слова он использует для описания утра, и рассказывает нам о том, что Никита хотел сбежать на речку ранним утром, но у него не вышло. Уже можно сказать, что Никита немного непослушный ребёнок, но подтвердим, или опровергнем только после прочтения рассказа, или одной из частей, где мы явно увидим его непослушание.            
Ответы детей: О солнечном утре, и что Пахом сделал для Никиты скамейку, чтобы кататься по сугробам с горы. Сбежать и покататься на скамейке. Нет, в тексте сказано: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю».

Чтение второй частиУчитель даёт задание детям разделится на роли: Автор, Аркадий Иванович, Никита, Мама. (Ввиду того, что слов автора много, роль автора меняется) Чтение по ролям. Учитель останавливает детей, как только они прочитали слова: «от которых глаза слипаются».  Чтение по ролям.
Лексическая работа со второй частьюКакие незнакомые слова встретились в это части? Расторопный – быстрый и ловкий в любом деле. Пронюхал – узнал. Нарочно – специально запланировано. Насупился – нахмуриться. Ёкнуло – вздрогнуло. Держать ухо востро – не быть слишком доверчивым, то есть внимательно относится к чему-либо. Кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем. Башлык – высокий, остроконечный капюшон с длинными завязывающимися концами сделанный из шерсти, надеваемый поверх шапки. Стал неслухом – стал непослушным.  Выяснение незнакомых слов и их значений (учитель сам говорит значения слов)
Проверка понимания по содержанию второй части— Назови действующих лиц?
— Кто такой Аркадий Иванович
— Почему Никита насупился?
— Почему Никите приходилось держать ухо востро?
— Правда ли, что Никите нравилось решать арифметические задачи и писать пословицы? Обоснуй Что вы можете сказать о Никите?
Ответы детей: Никита, Аркадий Иванович, Мама Потому что у него не удалось сделать то, что он планировал. Чтобы понимать Аркадия Ивановича Нет, в тексте говорится: «будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются»
Итог урокаКакой раздел мы начали изучать? С каким произведением ознакомились на уроке? Кто автор произведения? Что нового вы узнали на уроке?   Сегодня мы начали изучать новый раздел по названию: «Жить по совести, любя друг друга» узнали, что такое совесть, начали читать новый рассказ Алексея Толстого «Детство Никиты», узнали много новых слов.Ответы детей: Жить по совести, любя друг друга  
Рефлексия  Что было трудным на уроке? Что удавалось легко? Оцените свою работу на уроке.Ответы детей.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016-2020 Константин Адлер

Яндекс.Метрика